Український богословський сайт Контакт
ГОЛОВНА ПУБЛІКАЦІЇ БІБЛІОТЕКА АУДІО ВІДЕО ФОТО ФОРУМ БЛОГЕРИ ОСВІТА
історія християнства 
15.03.2018
Что произошло в раннем христианстве или где короткое замыкание?
suh
Ключевая проблема христианства, от первых его веков до сего дня состоит в ощущении утраты какого-то золотого века, века «первых христиан». Неприятная реальность современного нам или даже древнего христианства вопиет об утрате чего-то основополагающего. Эта проблема постоянно толкала христиан к поиску и возвращению утраченной истины.
В частности, можно выделить следующие разительные различия между евангельскими временами I века и более поздними эпохами:
В Евангелиях нет аналогичных языческим или ветхозаветным таинств-мистерий, тогда как в более позднем христианстве они есть. Соответственно в Евангелии нет касты священников-жрецов, тогда как в более позднем христианстве она есть.
В Евангелиях нет развитой иерархии и бюрократии клириков – в более позднем христианстве есть.
В Евангелиях человек и Церковь должны быть не от мира, тогда как в более позднем христианстве Церковь входит в мир и с одной стороны пытается его изменить, а с другой обмирщается сама.
В Евангелии вероучительский приоритет имеют харизматы, - те кто явно имеют дары св. Духа, а остальные их лишь помощники в хозяйственно-административных делах, – в более позднем христианстве харизматов оттесняют от управления Церковью, а их место заменяют бывшие помощники-завхозы. Соответственно из собрания свободных в Духе Церковь превращается в тоталитарную секту или бюрократическую структуру.
В вопросе мировоззрения, Евангелия постулируют Христоцентричность и Христонаправленность. Цель христианской жизни – быть со Христом, идти за Христом, проповедовать Христа. В более позднем христианстве – христоцентричность заменяют на церквоцентричность. Церковь, да и еще в форме клерикальной бюрократии заменяет Христа в иерархии приоритетов: «кому церковь не мать, тому Бог не отец».

В общем можно выделить популярные гипотезы, претендующие на решение этой проблемы.
Самая популярное объяснение перманентного кризиса христианства – это определение главной проблемой соединение церкви и политики, через обретение церковью политических функций, как это случилось на Западе в Ватикане, или же обретение государством церковных функций, как это случилось на Востоке в Византии. Позже, с Реформацией, происходит национализация христианства возникающими национальными государствами. Отсюда напрашивается простой вывод – чтобы решить проблемы христианства, нужно провести его секуляризацию, отделение от политики. И тогда настанут хорошие времена, которые были до Константина.
Однако даже поверхностное исследование показывает, что все основные проблемы современного христианства были ему присущи задолго до Константина. Основные черты в христианстве доминирующих на сегодня конфессий были присущи и древней Церкви уже во 2 веке. Уже в 3 веке церковь представляла собой мощную бюрократическую клерикальную структуру. Ведь основная причина Диоклетиановых гонений (христианкой была даже жена Диоклетиана) состояла в том, что церковь начала подрывать государственную систему империи и поддерживать варваров-христиан, которые нападали на Рим. То есть уже в 3 веке христиане были далеко не теми невинными овечками, которыми из показывают церковные историки-сочинители более поздних эпох.
Есть и другое мнение – все те черты позднего христианства были в Церкви изначально, исходя от апостолов и являются исконно верными, - просто в Новом завете об этом пишут мало, а вот «святоотеческое предание» все раскрывает в подробностях. Проблема же состоит не в ошибочности доктрин и отходе от Нового Завета, а в нерадивых исполнителях. И достаточно просто очистить церковь от клириков содомитов, сребролюбцев, пьяниц, самодуров и агентов спецслужб, и все станет хорошо.
Но и это мнение не выдерживает элементарной критики. Раз в Церкви так много проблем и они продолжаются веками, то единственный ответ – это то, что сама структура, мировоззрение Церкви поощряет возникновение и развитие извращений. Поэтому – даже если и заменить плохих попов на хороших, все быстро станет как всегда, потому, что сама клерикальная «концепция попа» подразумевает, что поп должен быть плохим.
Вывод мы можем сделать лишь один – во многие церкви еще на заре христианства проник дьявол, и сидит там до сих пор. Судя по всему, на втором веке существования христианства там начались деструктивные антихристианские изменения, которые в целом завершились за 100 лет.

Однако возникает еще один вопрос, удачно сформулированный Дугиным: «Расширение Церкви без препятствий возможно только за счет, что главное ПРЕПЯТСТВИЕ (сатана - на иврите «препятствие») помещается отныне ВНУТРИ Церкви, а не вне её. Враг человеческий в эпоху своего господства никогда бы не позволил Церкви выйти из «подземелья», если бы Церковь была Церковью. Немедленно возникло бы «короткое замыкание». Но «короткого замыкания» не происходит".
Неужели Церковь так просто дала себя продать завхозам, миру сему и его князю? Неужели, как говорил Дугин, короткого замыкания не происходит? Об этом мы знаем очень мало. Церковная история насквозь фальсифицированная. Однако нам кажется, что такое замыкание таки происходило, и об этом есть некоторые сведения, которые не удалось вымарать будущим цензорам и фальсификаторам.

Начнем с того, что в Новом завете нет никаких указаний на церковную иерархию типа епископ-пресвитер-диакон. Там есть харизматы – апостолы, пророки и пресвитеры – старейшины церков.
Основные лидеры церквей это харизматы и их помощники, при чем харизматы имеют приоритет: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор.12:28)
В Деяниях и посланиях апостолов упоминаются термины епископ ἐπίσκοπος, диакон διάκονος, однако только как общие понятия (надзирающий, помогающий) а не как иерархические должности. Так знаменитая история из Деяний о рукоположении семи диаконов, совсем не повествует о диаконах в привычном нам понимании. Там диаконы это харизматы, которым апостолы поручают определенные функции. И современная библиеистика и многие древние авторитеты (например, Иоанн Златоуст) выступают против отождествления служения тех «перводиаконов» и более поздних диаконов-клириков.
Исключение, где диаконы и епископы упоминаются в контексте именно должностей есть в Посланиях к Титу, Тимофею, и в заглавии к посланию к Филиппийцам. Но уже давно известно, что очень маловероятно что послания к Титу и Тимофею принадлежат Павлу. Смысловой и лингвистический анализ показывает, что это тексты не просто другого человека, но и другого времени (II век), и фактически являются подлогом. А основывать аргументацию происхождения иерархии от апостолов лишь на одном упоминании епископов и диаконов без раскрытия темы, в заглавии к Филиппийцам, - совершенно нельзя, тем более что это упоминание могли дописать позже.

Собственно, описание привычной нам иерархии клириков начинается лишь в так называемых писаниях Апостольских мужей. Вот что пишет исследователь (см. тут и дальше Краснобаева «ПОНЯТИЕ «СЛУЖЕНИЕ» И ИНСТИТУТ ДИАКОНАТА В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ»): «Учение двенадцати апостолов» в том, что касается представленного в нем иерархического строя, традиционно считается переходным звеном между находящейся в зачаточном состоянии иерархией Нового Завета и уже почти сформировавшимся церковным строем, который мы наблюдаем в «Писаниях Апостольских мужей». В Дидахе наряду со становящимися институтами епископата и диаконата, которые начинают обретать свои привычные черты, сохраняются самые ранние харизматические служения (апостолов, пророков, учителей)».
Если посмотреть официальные энциклопедии, то Дидахе датируют концом I века и чуть ли не приписывают авторство апостолам. Однако умалчивается, что многие ученые не соглашаются с такой ранней датировкой, и переносят Дидахе в середину II века.
Еще интереснее с так называемыми «апостольскими мужами». Вот цитата из Игнатия Богоносца (35-110): «Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и дьяконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа», или Климент Римский (ум. Около 100 года): «Почитающий епископа, почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит дьяволу», или Поликарп Смирнский (ок. 70 — 23 февраля 156 года): «покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу».

«Из «Посланий» Игнатия мы можем сделать вывод об установлении более зрелой, чем в Новом Завете и Дидахе, иерархии. По крайней мере, это видно из тенденции призывать верующих к уважению в адрес священнослужителей и их роли в религиозной жизни общины – призыв не совершать богослужения и ничего не делать без согласия и благословения епископа и диаконов звучит все чаще Игнатий даже более категорично пишет, что без иерархии епископов, пресвитеров и диаконов не существует Церкви. Власть представителей церковной иерархии считается священной, неподчинение этой власти равносильно моральному греху. Почтение к священнослужителям Церковной иерархии, в том числе и к диаконам, сравнивается с уважением самих основ христианской религии, епископам следует подчиняться, «как Христос – Отцу, а пресвитерству, как Апостолам. Диаконов же почитайте, как заповедь Божию. Благодатным считается согласие между верующими общины и ее Священнослужителями. Сам Игнатий предстает как сторонник единения между верующими и священнослужителями, считая, что
его жертва – прежде всего во спасение истинно праведных, то есть тех, кто искренне подчиняется клиру и почитает его: «Внимайте епископам, дабы и Бог [внимал] вам. Я – жертва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и диаконам».

А теперь почитаем что говорил об устройстве Церкви Христос: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Матф.20:25-27) В Церкви нет господ, а только один Господин – Бог. «все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф.23:8-10) Кто бы ни был – ни начальник, ни епископ, ни пророк – никто не может господствовать, но только служить, да еще как!
А вот что говорит о церковных служениях Павел: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор.12:28)

Еще в Дидахе имеем указание: «избирайте себе епископов и диаконов достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых и проверенных: потому что и они совершают для вас служение пророков и учителей». То есть Дидахе прямо противоречит апостолу Павлу, который, во-первых, указывал, что пророков и учителей ставит сам Бог и одаривает их соответствующими духовными дарами, а во-вторых четко разделяет харизматов и вспомогательные функции, наделяя приоритетом именно харизматов. О возможности делегирования харизмы пророчествования или учительствования (через избрание или рукоположение) не может идти и речи.

В Деяниях есть такой пассаж «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки» (Деян.6:3-6). То есть сначала харизма – а потом благословение через положение рук как ритуал уполномочивания. Потом в христианстве происходи переворот – сначала рукоположение и через него «делегирования» харизмы. Народ в это не верил, и много писем «отцов» направлены чтобы заставить народ почитать завхозов как харизматов.

Даже не специалисту видно разительную разницу. Между Новым Заветом и Дидахе и «апостольскими мужами» лежит экклесиологическая пропасть. Разве могли такое написать апостолы или их прямые ученики? Скорее всего мы и тут имеем дело с подлогом – выдаванием более поздних документов за ранние, апостольские.

Но даже в этой фальсификаторской тьме можно найти интересные сведения. «В Дидахе имеется указание на то, что епископы и диаконы должны почитаться наравне с пророками и учителями, ибо исполняют в общине их служение. Мы можем предположить, что в то время, когда в общине не присутствовал находящийся в странствиях пророк или учитель, о которых идет речь в предыдущих главах Дидахе (хотя пророки не всегда были странствующими), в общине епископы и диаконы уже в раннее время играют богослужебную и учительскую роль, наряду с административной. Г. Шѐллген подробно анализирует практически каждое слово этого фрагмента. Он считает, что оба стиха часто интерпретируют ошибочно, так как упускают из виду истинную цель доказательства. Он полагает, что из просьбы «не пренебрегайте ими» следует, что должности епископов и диаконов в общинах пользовались меньшим уважением, по сравнению с
апостолами, пророками и учителями, о которых шла речь в предыдущих главах Дидахе, ведь автор «Учения» вынужден даже особо предостеречь от того, чтоб их презирали».
Подобными текстами и контекстами напичканы многие «постапостольские» работы».

Что этого говорит? Что церковный народ памятуя о временах апостольских, когда основа управления была в руках явных носителей даров св. Духа, долго отказывался отдавать равные им почести и повиновение бывшим завхозам и администраторам – епископам и диаконам. Это и была форма протеста, «короткое замыкание» лаиков.

Но главная суть – это изменение вектора от направлености к Богу – Духу через стяжание харизмы на напроавленность к церковной бюрократической и жреческой структуре. «В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его послании к Смирнянам впервые употребляется понятие «Кафоличность церкви» (Смирн.8.2)».

Почему такие радикальные изменения произошли в церкви – тема следующего исследования.
Теги: Історія християнства
Переглядів: 526
Функція коментування доступна тільки зареєстрованим користувачам. Будь ласка, увійдіть або зареєструйте собі еккаунт.
<< Назад Наверх
АВТОРИЗАЦІЯ
 
Реєстрація Забули пароль?
ОСТАННІ ПУБЛІКАЦІЇ
15 Березня 2018, 18:04
Suh
25 Грудня 2017, 21:59
Kondratio
20 Липня 2017, 12:03
Леонид Ковачич
30 Червня 2017, 11:17
Kondratio
27 Червня 2017, 21:55
Александр Кас
Вчора, 20:55
Kondratio
10 Червня 2017, 00:29
Kondratio
18 Травня 2017, 02:14
Kondratio
12 Травня 2017, 13:18
Kondratio
8 Травня 2017, 16:57
Suh
©2006-2018 - Український Богословський Сайт