Український богословський сайт Контакт
ГОЛОВНА ПУБЛІКАЦІЇ БІБЛІОТЕКА АУДІО ВІДЕО ФОТО ФОРУМ БЛОГЕРИ ОСВІТА
історія християнства 
27.01.2013
Старое установление и диоклетиановы гонения
suh
"В Греции было очень старое установление, чтобы поставляемый в сан епископа платил большие пошлины поставляющему. Для ограничения крайностей в подобных случаях импер. Юстинианом была издана особая новелла, где узаконялись нормы ставленных пошлин. Однако и умеренные законом цифры эти оказываются весьма высокими. За епархии самого высшего разряда узаконялось взимать 400 золот. монет, а самого низшего — 28 таких монет. Определяя каждую из этих νόμισμ вслед за специалистами, в 20% золотых франков, получаем пошлину за епархии высшего разряда 8200 фр. золотых. Исключительно громадные русские епархии вероятно ценились никак не ниже этого высшего разряда. Указания, как на существование этих пошлин у нас на Руси, так и на их высоту, есть в Киево-Печерском Патерике" Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви

Во времена Юстиниана это уже был древний обычай.
Создается впечатление, что нынешняя оккультно-клерикальная модель христианства сформировалась уже в 3 веке. Потом в конце того века Диоклетиан произвел масштабные гонения, что сильно ударило по клерикальной верхушке. После прихода Константина, клирики были уже согласны на все что угодно - лишь бы обезопасить свою власть и комфорт. Этим Константин, и особенно Феодосий и воспользовались.

На самом деле в Риме масштабных гонений аналогичных Диоклетиановским на христиан не было. Всемя от времени гонения поднимались, но быстро сходили на нет. Более того христиане часто апелировали к императорам и получали от них защиту.

"Правда, были эпохи, когда Римская империя жестоко преследовала христианство, но, тем не менее, она не убила его. А в древних республиках (древнегреческие полисы, республиканский Рим - И. К.) распространение христианства было бы невозможно; если бы не сдерживающая римская власть, довольно было бы одного иудейства, чтобы окончательно его подавить. Фарисеям не удалось уничтожить христианство только благодаря вмешательству римских правителей... первые христиане действительно с большим почтением относились к авторитету римлян"

Интересно, почему такой практичный, гений государственного управления, император Диоклетиан так взъелся на христиан? А может тогдашние христиане уже не были такими невинными овечками, как их обрисовывают официозные историки? Может они лезли в политику, или творили что-то, что относится к кесаревому, а не Божьему?

"В первые 18 лет правления Диоклетиана существовала еще известная веротерпимость к иудеям, манихеям и христианам. Хотя эти религиозные системы являлись основными оппозиционными силами в отношении староримских верований и императорского культа, но не подвергались каким-либо гонениям"

"Благосклонность Диоклетиана к христианской церкви казалась прочной, ибо и жена, и дочь, и многие другие близкие к нему люди исповедовали христианство. Более того, у многих тогда складывалось впечатление, что христианство вот-вот станет официальной религией в Римской империи. Царь Тиридат, союзник Рима, восстановленный победоносной армией Галерия в 298 г, на армянском престоле, стал христианином и принудил к крещению своих подданных, полагая, что так скоро поступит и сам Диоклетиан.
Христианская церковь в последние десятилетия III в. значительно усилилась. Она была уже стройной и сильно организованной с выделившейся церковной верхушкой, которая вела себя очень уверенно и внутри которой шла упорная борьба за преобладание в церкви. Эти обстоятельства обеспокоили Диоклетиана, увидевшего в церкви организацию, параллельную государственной. Кроме того, христиане откровенно издевались над римскими богами, не признавали императорского культа, пренебрежительно относились к законам государства, что не могло не раздражать императора, ибо независимая церковь никак не укладывалась в рамки его политической системы, где все регулировалось верховной властью.
Особо острой ситуация стала, когда Рим воевал с багаудами. Существуют данные, говорящие о том, "что вожди багаудов Элиан и Аманд исповедовали христианство и потому легионеры-христиане, а таких было немало в легионах и Запада, и Востока, не желали сражаться против багаудов, предводительствуемых единоверцами. Известно, что Максимиану пришлось казнить немало легионеров, заподозренных в сочувствии или пособничестве багаудам".
То есть уже в 3 веке христианство во многих местах трансформировалось из мистического течения во имя спасения, вечной жизни и Царства не от мира сего, в мощную политическую, а то и военно-политическую партию с конкретными мирскими целями и средствами, часто откровенно враждебными государственной власти. Христианство начало заниматься тем, против чего его предостерегал Сам Христос: путало кесарево и Божье, концентрировалось на мирском, вместо неотмирного.
Теперь проясняется, почему Диоклетиан был вынужден тратить большие ресурсы и искоренять христианство на ряду с другими опасными для римского государства объединениями. Похоже - это не столько Диоклетиан-христоненавистник, - это сами "христиане", отступив от Евангелия, накликали на себя беду.
Вот как описывает положение, сложившееся в самой церкви непосредственно перед началом гонений, христианин Евсений Памфил: "Когда же от излишней свободы течение наших дел превратилось в медленное и вялое; когда мы начали друг другу завидовать, друг с другом ссориться и, при случае, поражали один другого стрелами слова едва ли не так же, как оружием; когда власть стала нападать на власть, народ — возмущаться против народа, постыдное же лицемерие достигло высшей степени зла".
"Мнимые наши пастыри, презрев закон благополучия, воспламенились взаимными распрями, умножалось только одно — раздоры и угрозы, ревность, вражда друг против друга и ненависть, и именно домогались первенства, будто какой-нибудь неограниченной власти".
Эту особенность взаимоотношений тогдашнего христианского клира впоследствии удачно использовал последний реставратор язычества император Юлиан. По словам Аммиана Марцеллина, "он созвал во дворец христианских епископов, пребывавших в раздоре друг с другом, и народ, раздираемый ересями... ... Он знал по опыту, что дикие звери не проявляют такой ярости, какую проявляют большинство христиан в своих внутрирелигиозных разногласиях".

Цитаты взяты из Князький И.О. "Император Диоклетиан и конец античного мира"


Вот такое состояние христианства, такие "древние установления" были в 3 веке, который до сих пор показывается чуть ли не как идеал. Во время Диоклетиана политическое христианство потерпело поражение, однако выводов не сделало, а лишь укрепившись в своем вырождении - взяло "реванш" при Константине, став частью государственной машины.
Все те болезни вырождения христианства, которыми оно больно сейчас, властвовали там уже через 200 лет после апостолов.
Теги: Історія християнства
Переглядів: 3232
Функція коментування доступна тільки зареєстрованим користувачам. Будь ласка, увійдіть або зареєструйте собі еккаунт.
<< Назад Наверх
АВТОРИЗАЦІЯ
 
Реєстрація Забули пароль?
ОСТАННІ ПУБЛІКАЦІЇ
15 Березня 2018, 18:04
Suh
15 Березня 2018, 17:38
Suh
25 Грудня 2017, 21:59
Kondratio
20 Липня 2017, 12:03
Леонид Ковачич
30 Червня 2017, 11:17
Kondratio
27 Червня 2017, 21:55
Александр Кас
Вчора, 20:55
Kondratio
10 Червня 2017, 00:29
Kondratio
18 Травня 2017, 02:14
Kondratio
12 Травня 2017, 13:18
Kondratio
©2006-2018 - Український Богословський Сайт